План работы воспитателя по самообразованию

       Тема: «Формирование основ экологической культуры у

старших дошкольников»

на 2018-2019 учебный год.

 Воспитатель: Ванина А.С.

 

Актуальность темы

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.

Экологическое воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.

Задачи:

Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.

Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.

Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.

Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.

Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.

Формы работы: беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изо-деятельность.
 

Сроки

Этапы работы

Содержание работы

Август - сентябрь

Подготовительный

(теоретический этап)

  • Формулировка темы, выделение актуальности проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей детей.
  • Чтение методической литературы, обзор в Интернет информации по теме.
  • Составление перспективного плана работы на год.
  • Подбор дидактического материала
  • Проведение вводного мониторинга по изучению сформированности основ экологической культуры дошкольников

На протяжении всего года

Практический (основной этап)

  • Образовательная работа с детьми в разных видах деятельности.
  • Проведение игр экологической направленности.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Экспериментирование.
  • Активизирующая наглядность: рассматривание картин, плакатов, рисунков.
  • Активизирующее общение: беседы, чтение художественной литературы.
  • Создание предметно-развивающей среды, пособия, дидактические игры.
  • Взаимодействие с родителями: консультации, памятки, совместная продуктивная деятельность родителей и детей по темам плана.

Май

Заключительный этап (результативно-итоговый)

  • Итоговый мониторинг освоения детьми содержания работы по формированию основ экологической культуры.
  • Анализ проделанной работы.
  • Использование своего опыта в дальнейшем процессе работы.