Отчет по самообразованию на тему:
«Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников»
Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.
Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.
Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.
Работа на тему сообразования проходила в три этапа:
1этап август-сентябрь подготовительный.
На данном этапе я изучила методическую литературу «Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.дошкольное воспитание» (2014-2016 г), Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Павлова Л.Ю. Дополнительное образование. - 2005.-№2
Подобрала дидактические игры на экологическую тематику.
Провела водный мониторинг по изучению сформированности основ экологической культуры дошкольников.
2 этап сентябрь – апрель практический (основной этап).
Мною осуществлялась образовательная работа с детьми в разных видах деятельности. Были проведены игры экологической направленности «Кто, где живет», «Воздух, земля, вода», «Угадай по голосу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Угадай растение» и т.д. Были проведены различные эксперименты ««Проращивание семян овощных культур», «Сравнение свойств песка, глины и камня», «Листья и стебли растений пропускают воду», «Растения пьют воду», «Чем пахнет вода».
С детьми рассматривали плакаты, картины с изображением леса в разное время года, иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, рассматривание иллюстраций людей и ухаживающих за домашними животными и т.д.
Проводилась беседа «Деревья – наше богатство», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга», «В природе все взаимосвязано» и т.д.
Чтение художественной литературы Е.П.Левитана «Твоя вселенная», А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое», Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились», Л.Куликова «Дятел – наш приятель» и т.д. В ходе проделанной работы обогатилась предметно-развивающая среда пособиями, играми, художественной литературой.
Также проводилась работа с родителями: консультации «Береги природу», «Игра и экспериментирование», «Что мы едим витаминные продукты», «Жизнь птиц зимой», «Мир и природа глазами детей» и т.д. На информационном стенде раз в месяц обновлялись памятки для родителей. Была проведена выставка «Дары осени».
3 этап май заключительный этап ( результативно – итоговый).
На данном этапе был проведен итоговый мониторинг освоения детьми содержания работы по формированию основ экологической культуры. Уровень сформированности основ экологической культуры на начало учебного года 24% - высокий уровень; на конец учебного года 53,4%, на основании чего можно сделать вывод, что у детей повысился уровень экологической культуры.