Отчет по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.
Целью моей педагогической работы является развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».
Для достижения цели были обозначены задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет, самообразования.
- Разработать перспективный план работы с детьми.
- Повышать гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных методов, приемов, форм.
- Совершенствовать развивающую предметную среду в группе, создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
Для достижения поставленных задач использовала различные формы работы:
- - совместная деятельность воспитателя с детьми;
- - индивидуальная работа с детьми;
- - свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непрерывной образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности
- Работа с родителями- консультации и беседы.
- Создание буклетов и памяток для родителей.
- Работа с педагогами ДОУ
Работа на тему сообразования проходила в три этапа:
1этап сентябрь информационно – аналитический.
На данном этапе я изучала методическую литературу Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. «Карапуз», 2007. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006, Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. и т.д.
Провела беседы с родителями по выявлению знаний о мелкой моторике рук.
Подобрала разные игры на развитие мелкой моторики.
Создала условия для эффективного использования игр.
2 этап с октября – по апрель практический (основной этап).
Мною осуществлялась образовательная работа с детьми в разных видах деятельности: разучивание пальчиковых игр; обучение игре «Шнуровка»; конструирование из строительного материала; настольная игры «Мозайка»; игры на развитие тактильного восприятия «Гладкий – шершавый; лепка; конструирование из лего; игры с прищепками; гимнастика для рук; бизиборд «Крокодил»; работа с крупами; сортировка семян.
Одним из методов работы с детьми по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры использовала с детьми в различных видах деятельности, в режимных моментах, в непрерывной образовательной деятельности, совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Выводы: работа по развитию мелкой моторики рук должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Пополнить уголок по сенсорному развитию пособиями для развития мелкой моторики рук, составить картотеку заданий по развитию внимания и моторики рук.